На бюджетные деньги пирамида растет высокая, а рожь - низенькая
9 марта 2007 года

Об аномалиях арской природы написано немало, начиная с местного уроженца Габдуллы Тукая: он первым открыл пораженному миру глаза на привольное существование в здешних местах организованных преступных сообществ шурале. Арчане предполагают, что корень проблемы - в уникальности территории. Например, кырлайцы - земляки Тукая рассказывали "ВК", что даже тучи над ними проплывают не как над прочими гражданами! Если в других местах тучи дисциплинированно движутся по небу в одном направлении, то аккурат над Кырлаем они сшибаются, приносимые ветрами с разных сторон (верно, в силу неких метеорологических феноменов). И в итоге непонятно, с какой стороны ждать просвета и стоит ли вообще его ждать. Так однажды, года два назад, в районе сшиблись, как говорят, интересы противоборствующих властных группировок - молочной и административной, - результатом чего было даже уголовное дело районного главы, и просвет замаячил-таки... Но до суда дело все никак не дойдет, словно его шурале кружит, а глава администрации, которому предъявлено уголовное обвинение, за это время оказался избран главой муниципалитета.

Вот и Счетная палата при изучении бюджетных потоков в Арском районе как раз в этот период столкнулась с явными аномалиями здешней природы. Например, с такой: чем больше денег вливается из федерального и республиканского бюджетов в районное сельхозпроизводство, тем меньше сельхозпродукции вырастает на районных землях.

За 2004 - 2005 годы объем бюджетных средств, регулярно выделяемых в помощь арским сельхозпроизводителям, увеличился более чем в полтора раза. Например, растениеводство принято поддерживать путем выделения денег на минеральные удобрения - и поддерживали так, что дай бог всякому: около 33 млн. рублей в 2004 году, более 51 миллиона - в 2005-м... И что же? За это самое время объем валовой продукции этого самого растениеводства уменьшился на 50,3 млн. рублей!

Правда, не везде он уменьшился так заметно. А лишь у тех сельхозпроизводителей, которые получали больше всего денежной поддержки. Ведь малые крестьянско-фермерские хозяйства, несмотря на инструкции федерального центра, не получали вообще ничего, ну так они по старинке и собирали урожай. А например, привилегированное хозяйство "Учхоз" по документам получило на каждый гектар пашни удобрений в 2,4 раза больше среднерайонного показателя, зато результат окупаемости у него вышел, наоборот, меньше среднерайонного.

Учитывая устойчивую динамику, не приходится сомневаться: недалек тот день, когда каждый рубль, выделяемый в помощь арскому сельскому хозяйству, будет сокращать доход этого сельского хозяйства также на рубль. Что за аномалия такая? Может, то, что для какого-нибудь рязанского колоса - удобрение, для арского - смерть, и может, лучше эти минеральные удобрения вообще не вносить? А может, наоборот, в порядке эксперимента попробовать все-таки вносить... в почву, а не в карман бюджетополучателей? Словом, светлым мозгам растениеводов еще обмозговывать и обмозговывать отдельные аспекты удобрения почв патогенных зон татарстанской территории в условиях бюджетной поддержки.

Вообще бюджетные деньги склонны порой давать странные всходы. Вот такая, казалось бы, незамысловатая вещь, как строчка в бюджете - 4,8 млн. рублей на капремонт арского жилого фонда и объектов коммунального назначения... Нужное дело, слов нет, но - рутина, скука, никакого полета мысли. Казалось бы. Но стоит взять эти деньги и на них воздвигнуть на центральной площади Арска стелу-пирамиду высотой 34 метра с птицей Фениксом на макушке - и выходит вполне духоподъемно! У кого же повернется язык жаловаться на текущие крыши и трубы и подсчитывать, во что обошелся каждый погонный метр монумента, если деньги пошли не просто подрядчикам-монументостроителям, а посредством их - на увековечение памяти погибших солдат Великой Отечественной...

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"